Творчество Василёвой Е.И.

К вопросу о проблемах современной иконописи.

 

В 1990-х гг. иконописное искусство нашей страны получает мощный толчок к развитию. Падение тоталитарного режима и изменение государственной политики в области религии породили новую мощную волну в духовной жизни России. Многочисленные реставрируемые или вновь создаваемые храмы нуждались в соответствующем убранстве, что привело к открытию иконописных курсов и отделений, большой востребованности художников – иконописцев. Практически в каждой епархии страны появились свои иконописные школы, мастерские, стали работать отдельные мастера. Вместе с тем, подъём искусства иконописи породил и ряд проблем. Одной из наиболее актуальных среди них является иконография новых святых (в 1988-1992 гг. был канонизирован 21 святой, в 1990-х – ещё несколько, а на Соборе 2000 г. было принято решение о причислении к лику святых ещё около 1.000 человек ). Одним из иконописцев, занимающихся данной проблематикой, является Е.И. Василёва.

 Василёва Елена Ивановна

 

Елена Ивановна Василёва (11.01.1965) родилась в Ленинграде, закончила кафедру физической географии факультета географии и геоэкологии ЛГУ им. Жданова, после чего в 1996-1999 гг. училась на православных педагогических курсах при Санкт-Петербургской епархии. Определяющую роль в становлении Елены Василёвой сыграл Санкт-Петербургский Православный института религиоведения и церковных искусств (СПб ПИРиЦИ) при подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни, в котором она прошла обучение искусству иконописи в 1999-2004 годах. Также влияние на выбор иконописи, как основного направления творчества Елены Ивановны, оказали поездка в феврале 1996 г. на Святую Землю и духовная поддержка протоиерея Николай Гурьянов (24.05.1909-24.08.2002) с острова Залит на Псковском озере. В настоящее время Е.И. Василёвой создано более 130 икон, находящихся в храмах Санкт-Петербурга и пригородов (Гатчина, Пушкин, Лезье, Сологубовка), а также в частных собраниях России и зарубежья (США, Украина, Испания, Болгария, Финляндия, Латвия). Иконы Елены Василёвой неоднократно экспонировались на выставках, периодически их можно встретить в петербургской галерее «Русская икона».


Несмотря на то, что иконопись является доминирующей в творчестве Е.И. Василёвой, свои первые пробы в области искусства она начала с керамики и росписи оловянной миниатюры. Возможно, свою роль в этом сыграли её семейные художественные корни.


Перед любым начинающим иконописцем неизбежно встаёт вопрос, что выбрать в качестве ориентира при создании того или иного образа. Тем более этот вопрос актуален сегодня, когда единого взгляда на данную проблему нет. Согласно мнению первой, менее многочисленной группы, необходимо продолжить традицию иконописи XIX – начала XX вв., прерванную революцией. Причём, ориентироваться при этом можно как на религиозную живопись (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров), так и на местные художественные традиции (Мстера, Палех, Холуй). Представители другого, доминирующего направления считают, что современную икону необходимо очистить от поздних наслоений, для чего следует ориентироваться на древнерусское и византийское искусство. Преобладание этой точки зрения, по всей видимости, связано с тем, что иконы этого времени однозначны и не вызывают споров относительно того, являются ли они образáми или произведениями светской живописи (как иконопись XVIII – начала XX вв.). Вместе с тем, единого мнения нет и здесь. Если монахиня Иулиания (М.Н. Соколова, 1899-1981), с именем которой связано возрождение иконописи в нашей стране в 1950-х гг., не выделяла какого-либо одного образца, считая, что «иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах» , то о. Зинон говорит о совершенно определённых идеалах. Он отмечает, что «поелику совершенно утрачены живые духовные традиции, а об уровне нашей собственной духовности и говорить не приходится, то и обращаться к образцам, какие дал, например, XV в., не имеет смысла. Идти надо через освоение византийской иконы. Каждый живописец сегодня должен пройти тот же путь, который прошли русские иконописцы после принятия на Руси христианства».


Ориентации на византийскую и древнерусскую традицию придерживается и Е.И. Василёва. Начав обучение с копирования известных иконописных образцов, Елена Ивановна быстро овладела стилистическими и техническими приёмами иконописи и довольно скоро смогла проявлять самостоятельность (насколько это возможно в рамках канона), перерабатывая существующие образцы, варьируя в образáх цвета одеяний, характер складок одежды, прядей бороды и причёски и т.д., тем самым ещё раз подтверждая, что икона является единством традиции («от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать») и творчества конкретного мастера, духа времени. Стремление самостоятельно разрабатывать сюжет нашло отражение в дипломной работе Елены Василёвой – житийной иконе «Св. бл. Ксения Петербургская». Как отмечает Н.С. Кутейникова, этот образ является фактически «первой попыткой написать икону св. блж. Ксении Петербургской с житием». Другой, не менее важной для формирования новой иконографии работой стала житийная икона «Св. прав. Иоанн Кронштадтский» , выполненная в сходной с предыдущим образом манере. Обе работы отмечены кропотливым трудом и глубоким религиозно-философским осмыслением биографического материала, лежащего в их основе. Подтверждением этому служит тот факт, что обе иконы были одобрены Московской Патриархией и приняты к серийному воспроизведению.


Творчество Е.И. Василёвой не ограничивается только лишь отдельными иконами, среди её работ необходимо отметить ряд ансамблей, созданных для храмов Петербурга и Ленинградской области. Наиболее ранним среди них являются шесть праздничных икон для иконостаса собора Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине (2004). Иконы выполнены в наиболее предпочитаемом Е. Василёвой византийском стиле и отличаются суровой торжественностью и психологизмом, чёткой композицией, спокойными фронтальными позами, тонкостью, изяществом и богатым колоритом.


Также в Ленобласти, в селе Лезье (Кировский район), находится церковь Успения Пресвятой Богородицы , для которой в 2005 г. Е.И. Василёва создала иконостас из 17 икон, объединённых характерным для новгородской школы красным фоном. Ещё один комплекс, включающий в себя четыре иконы (Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Св. Иоанном Крестителем, Св. Николай Чудотворец) был исполнен иконописцем для петербургского храма Св. Николая Чудотворца в 2007 году.


Другой, не менее важной гранью творчества Елены Василёвой являются работы в области монументального искусства. Параллельно с учёбой в СПб ПИРиЦИ Е.И. Василёва осваивала приёмы монументальной живописи, занималась вопросами реставрации фрески и скульптурного декора. Первой работой в этой сфере стала выполненная в 2000 г. в качестве учебной практики реставрация орнаментики одного из притворов петербургского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 2003 г. Василёва занималась реставрацией живописи одного из куполов храма Божией Матери Казанской Воскресенского Новодевичьего монастыря - выполнила прорись изображения Софии Премудрости Божией и орнаментики, созданных в древнерусском стиле Ф.Р. Райляном с помощниками.


Наиболее творческим в области монументального искусства для Е.И. Василёвой стал 2006 г., когда она принимала участие в создании росписи базиликального храма Св. прмч. Андрея Критского. На основе фрагментарно сохранившихся фресок (общей площадью 14 м²), выполненных в византийском стиле, большим коллективом (около 70 чел.) были осуществлены работы по созданию декора отреставрированного храма. В потолочной фреске «Покрова Божией Матери с избранными святыми» Еленой Василёвой были написаны образы Св. благ. кн. Александра Невского, Св. блж. Ксении Петербургской, Св. прав. Иоанна Кронштадтского, Св. Романа Сластопевца и два херувима. В центральной части храма ею же были исполнены идущие под окнами орнаментальные «полотенца». Помимо работ в храме Св. мчн. Андрея Критского в этом же году Е.И. Василёва расписала и тябло иконостаса деревянного храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Заборье (Бокситогорский район Ленобласти).


Не менее напряжённым был для Елены Ивановны и 2007 г., на протяжении которого она принимала участие в реставрации созданной Ф. Партиром лепнины Богоявленского (главного) предела в верхнем тёплом храме собора Святителя Николая Чудотворца , сеней и колонн в центральном алтаре собора Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка , а также в расчистке и реставрации стен и восстановлении лепного декора будуара и спальни Анны Фёдоровны в Михайловском (Инженерном) замке.


Профессиональное владение техникой и стилистическими приёмами (как в иконописи, так и в области монументального искусства) целеустремлённость и постоянные творческие поиски позволяют предполагать, что в дальнейшем Елена Ивановна Василёва внесёт существенный вклад в развитие русского религиозного искусства XXI века.


1.  Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.79.
2.  Поездке группы паломников, в которую входила Е.И. Василёва, посвящена статья Н. Симакова (Симаков Н. Святой град Иерусалим и святыни Палестины // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.16. Ч.I. СПб., 1996. С.103-108).
3.  Керамика сувенирного характера создавалась Е.И. Василёвой в конце 1990-х гг. в мастерской «Скудельник» при Александро-Невской лавре (пасхальные яйца и колокольчики с надглазурной росписью золотом и подглазурной кобальтовой росписью) и мастерской «Возрождение» в Гатчине (вазочки и др.; автор форм и полихромного крытья или росписи).
4.  Прадед Елены Василёвой, Василий Безруков, был архитектором и является автором нескольких зданий в Алма-Ате. Дед, Фёдор Васильевич Безруков, был художником - любителем, занимался лепкой, резьбой по дереву, живописью. Некоторые его произведения экспонировались в ГТГ.
5.  Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. [Сергиев Посад], 1995. С.15.
6.  Зинон, архим. (Теодор В.М.). Беседы иконописца. Псков, 2003. Цит. по: Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.16.
7.  2003-2004 гг., 130 х 100 см, находится в храме Божией Матери Всех Скорбящих Радости; Шпалерная ул., 35а – пр. Чернышевского, 3
8.  Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.96.
9.  2007 г., находится в храме Божией Матери Всех Скорбящих Радости; Шпалерная ул., 35а – пр. Чернышевского, 3
10.  В 2007 г. московским издательством «Св. арх. Михаил» были выпущены в продажу выполненные по этим  образáм литографии
11.  Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Преображение Господне, Успение Божией Матери; каменный храм построен в 1905-1914 гг. арх. Л.М. Харламовым при участии А.А. Барышникова, с пределами Св. Александра Невского и Свт. Николая. В 1918 г. освящён предел в подвале. Храм был закрыт в 1939 г. и вновь стал действующим с 1992 г. как собор с пределом Св. Иоанна Кронштадтского; Красная ул., 3. (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.50-51.).
12.  Каменный храм построен в 1849-1851 гг. арх. В.Е. Морганом, расширен в 1878-1880 гг. С 1939 г. перестал действовать, был закрыт в 1940 г., но вновь действовал в 1942-1944 гг. К 1998 г. здание было передано общине и реставрировалось (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.84.).
13.  Храм построен в 1995-1996 гг. в районе ж.д. станции «Предпортовая»
14.  Храм построен в 1908-1915 гг. по проекту арх. В.А. Косякова, освящён после революции, летом 1927 года закрыт. В декабре 1990 г. в храме прошли первые службы, а с 1992 г. он был окончательно передан церкви; Московский пр., 100 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.67-68).
15.  Домовой храм на третьем этаже административного здания Экспедиции заготовления государственных бумаг был спроектирован акад. К.Я. Маевским в 1891 г. в память о спасении императорской семьи при крушении поезда в Борках, освящён 18.10.1892 епископом Выборгским Антонием при участии о. Иоанна Кронштадтского. Летом 1923 г. закрыт, а в 1990-х гг. вновь передан церкви; Рижский пр., 9 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.III. СПб., 1996. С.88-89).
16.  Храм начал строиться в 1997 г. архитектором Е.П. Варакиным (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.156.).
17.  Построен в 1753-1760 гг. С.И. Чевакинским по его собственному проекту при участии М.А. Башмакова, сохранился практически в первозданном виде, в более позднее время были выполнены незначительные переделки и построены две часовни по проектам Г.И. Карпова – южная Тихвинская (1866) и северная Александровская (1868-1869). В советское время храм не закрывался, став с 1941 г. кафедральным; Никольская пл., 1 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.110-112).
18.  Построен в 1828-1832 гг. арх. В.П. Стасовым и освящён 25.05.1835 митрополитом Московским Филаретом. 22.06.1938 по решению ВЦИК был закрыт, пострадал в годы ВОВ, после чего ремонтировался в 1952-1953 гг. Летом 1990 г. передан верующим, в настоящее время идут реставрационные работы после пожара; Измайловский пр., 7а (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.137-138).