Интервью Е.И. Василёвой на выставке "Икона: от молитвы до образа"

 

Кор: Елена Ивановна, расскажите, пожалуйста, о школе-мастерской и о ваших учениках.

Е.В. – Санкт-Петербургская иконописная школа-мастерская «Преображение» при храме во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» появилась сравнительно недавно – в 2008 году – и имеет некоторые особенности по сравнению с другими мастерскими. Дело в том, что в нее принимаются все желающие вне зависимости от их образования и возраста. Единственным условием поступления кандидата является его воцерковленность и благословение священника.

В настоящее время в мастерской обучается около двадцати человек, среди которых - профессиональные реставраторы, богословы, философы, искусствоведы, художники, преподаватели, химики, военные,  конструкторы, дизайнеры, медики, психологи – в общем, люди разных специальностей.

Желающие научиться иконному делу получают в школе-мастерской знания от самых основ ремесла: подготовки доски и натуральных пигментов для иконы, до самых сложных: написание житийных икон, учебного иконостаса и основ реставрации. Некоторые ученики уже в процессе обучения выполняют иконы для храмов или частных лиц. Уровень работ разный. Конечно, не все ученики станут иконописцами, но  многие из тех, кто приложил усилия и  упорно работал  на протяжении 4-5 лет уже могут писать самостоятельно. Таких пока не много. Надеюсь,  их будет больше…

 Василёва Е.И.

Кор: - На сколько лет  рассчитано обучение в школе-студии?

Е.В - 2 года базовые, а дальше по желанию, учащийся может сколько угодно  совершенствоваться.

Кор: расскажите о себе и о том, как Вы пришли  к созданию школы?

Е.В. -  В 1992 году я поехала на Залит к иерею  Николаю Гурьянову и он совершенно неожиданно для меня благословил заниматься иконописью. Потом я закончила богословско-педагогические курсы при СПб епархии, это было в 1996-9 гг. И в том же году  поступила в СПб ПИРиЦИ, где училась до 2004 года. После окончания института работала по специальности – реставрировала один из куполов Новодевичьего монастыря (СПб, Московский пр., д.102), писала фрески для храма преподобномученика Андрея Критского (СПб, Рижский пр., д.9), принимала участие в создании иконостаса в храме Покрова Богоматери (г. Гатчина), а так же иконостаса в пределе св. Георгия Победоносца в храме Успения Божией Матери (село Лезье, Лен область),  написала ряд икон, в том числе запрестольный образ для храма Николая Чудотворца (СПб, станция Предпортовая) и других храмов и  частных лиц в России и за рубежом… А школа появилась, потому, что Бог дал… В 2008 на одной из православных выставок меня пригласили создать иконописное отделение в народном училище благочестия при подворье Константино-Еленинского монастыря. Спустя 4 года иконописное отделение переросло в школу-мастерскую.

Кор: На выставке около пятнадцати ваших собственных работ, а сколько у Вас их всего?

Е. В. - Более 500,  правда, несколько лет назад я перестала их  считать… Иконописцы не держат работы дома…(улыбается)

Кор: - Это ваша первая выставка?

Е. В.- Нет, не первая, есть ежегодные выставки в Союзе художников, где я как член секции иконописцев должна выставлять свои работы. Есть ежегодные показательные выставки учеников школы-студии, правда их видят не многие.

Кор: Каких результатов вы  ждете от этого проекта?

Е.В. - Эта выставка  послужила стимулов  в сложный для школы момент, когда мы остались без помещения, и помогла многим ученикам мобилизовать свои  внутренние  духовные силы для дальнейшего продолжения учебы. Огромное спасибо, протоиерею Георгию (Иоффе), настоятелю  храма Иконы Богоматери  "Утоли мои печали" при Военно-медицинской академии СПб  за оказанную  поддержку. Мы надеемся, что выставку, организованную группой компаний ГАМАЗ увидят не только в Новгороде, но и в других городах Северо-Западного региона.

Мультимедийный проект, включающий в себя как сами работы, так и фотографии учебного процесса, видео-интервью с преподавателем и учениками – лучший способ рассказать  о  людях, которые создают икону. Зрители могут пройти весь путь создания образа: от разработки эскиза, до покрытия  изображения защитным слоем олифы. Фотографии, сделанные во время занятий,  помогают узнать технологические тонкости создания иконы, а пояснительные  тексты к работам позволяют  разобраться в некоторых стилистических особенностях  того или иного письма, а так же  символике, основанной на текстах Святого  Писания и Предания, житиях святых.

 

Благодарность

 

 

 

Мы задали несколько вопросов Ольге Головиной, куратору проекта от группы компаний «Гамаз».

Кор – Какие сложности  были при подготовке выставки?

 

 О.Г. - Сложно было определить что главное. В начале, я не понимала, какое направление выбрать – религиозное, популистское или просветительское. Какой ход применить, чтобы зритель что-то почерпнул для себя, изменился или не изменился, как сделать выставку понятной многим…  Очевидно, что православие  популярная сейчас тема и не хотелось делать  «ура»-православный проект,  но  все время  вылезали какие-то шаблоны  и стереотипы. А под конец была еще и моральная усталость…

Кор -  Как вообще родилась идея выставки?

О.Г. - Позвонила Елене  Ивановне, предложила проект…. Вначале были некоторые сомнения, но после того как Елена Ивановна  приехала, рассказала о школе и показала свои работы все прояснилось. Позже появилось название и концепция. Сложнее всего было с текстами, они много раз перерабатывались, варьировались, долго обсуждалось, что именно пойдет, а что нет…

Кор - Для себя самой Вы открыли что-то новое?

 

О.Г.  – Было чувство большой любви,  такое внимательное,  как  к новорожденному  ребенку. Во время работы над проектом узнала много деталей иконописного мастерства, но самое главное, что меня интересовало –  люди… Было принято решение снять о них фильм. Вопросы, которые я задавала иконописцам во время съёмок – были  искренними, это были вопросы об  их судьбе. Иконописец менее всего виден за иконой, есть канон - я все сделаю по канону, но человек все равно виден… Постепенно я начала различать где – чья рука, связь между людьми и их работами. Наличие человека не вытесняет ведь Божественное присутствие.  И вот что удивительно, не было  ни одного подлизы – "я молодец, я иконы пишу, Бог меня заметит, и…". А потом,  те, которые переставали меня воспринимать как «киношника» говорили искренне и, если и коряво, то правду. Поэтому прислушиваясь к своему внутреннему голосу – я смонтировала фильм так и не иначе, я выбирала то, что было самым искренним про  учеников  и про любовь к Богу. И у меня возникло чувство, когда выставка открывалась, что это только начало….

Кор: А дальше, какие планы….

 

О.Г. - Тема иконы, а еще более – фресок меня заинтересовала,  и  я намерена продолжать….

Кор: В буклете к выставке написано, что «Проект «Икона: от молитвы до образа»,  призван помочь зрителям увидеть внутреннюю красоту иконы, открыть для себя веру в чудо, ощутить светоносную силу икон». Как по-Вашему - аудитория выставки это…?

 

О.Г. – Широкая… Выставка готовилась для маловоцерковленных людей,  но я не  отсекаю и тех, кто давно верит.  В основном выставка носит просветительский характер, и я надеюсь, что выставка проложит к Образу более прямой путь.

 

Выставка