Икона - воплощенная молитва.
Византийская, а позднее на ее основе русская традиция иконописания создала канон, обусловленный пониманием Православной веры. Система художественно-выразительных средств: обратная перспектива, символическая трактовка цвета и света, особое понимание времени и пространства в иконе – позволили передавать через века знания о Горнем мире, накопленные Церковью. Сейчас в России активно возрождается иконопись, появляются кафедры при высших духовных заведениях, частные мастерские и школы. Изучая язык иконы, мастера-изографы следуют сложившимся канонам, которые позволяют не только отточить технику рисунка, особенности письма той или иной школы, но ведут к смиренному пониманию своего места в череде предшествующих иконописцев, чей опыт драгоценен, потому что это опыт Богопознания. Почему человек выбирает путь иконописца? Что он проходит прежде, чем взяться за карандаш и кисти? Ведь икона начинается не с левкаса, и даже не с эскиза на бумаге – она начинается в душе, с молитвы иконописца. Это делание для него – в первую очередь служение Богу, потом уже искусство, ремесло?... Ответы на эти вопросы всякий раз индивидуальны. Личный путь каждого из нас – часть общего пути духовного труда и поиска Истины, и шаг в мир иконы – это начало пути к светлому миру очищенной и преображенной человеческой природы в вечности, приближение к идеалу красоты и гармонии, воплощенной во Христе. |