В 1990-х гг. иконописное искусство нашей страны получает мощный толчок к развитию. Падение тоталитарного режима и изменение государственной политики в области религии породили новую мощную волну в духовной жизни России. Многочисленные реставрируемые или вновь создаваемые храмы нуждались в соответствующем убранстве, что привело к открытию иконописных курсов и отделений, большой востребованности художников – иконописцев. Практически в каждой епархии страны появились свои иконописные школы, мастерские, стали работать отдельные мастера. Вместе с тем, подъём искусства иконописи породил и ряд проблем. Одной из наиболее актуальных среди них является иконография новых святых (в 1988-1992 гг. был канонизирован 21 святой, в 1990-х – ещё несколько, а на Соборе 2000 г. было принято решение о причислении к лику святых ещё около 1.000 человек ). Одним из иконописцев, занимающихся данной проблематикой, является Е.И. Василёва.
Елена Ивановна Василёва (11.01.1965) родилась в Ленинграде, закончила кафедру физической географии факультета географии и геоэкологии ЛГУ им. Жданова, после чего в 1996-1999 гг. училась на православных педагогических курсах при Санкт-Петербургской епархии. Определяющую роль в становлении Елены Василёвой сыграл Санкт-Петербургский Православный института религиоведения и церковных искусств (СПб ПИРиЦИ) при подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни, в котором она прошла обучение искусству иконописи в 1999-2004 годах. Также влияние на выбор иконописи, как основного направления творчества Елены Ивановны, оказали поездка в феврале 1996 г. на Святую Землю и духовная поддержка протоиерея Николай Гурьянов (24.05.1909-24.08.2002) с острова Залит на Псковском озере. В настоящее время Е.И. Василёвой создано более 130 икон, находящихся в храмах Санкт-Петербурга и пригородов (Гатчина, Пушкин, Лезье, Сологубовка), а также в частных собраниях России и зарубежья (США, Украина, Испания, Болгария, Финляндия, Латвия). Иконы Елены Василёвой неоднократно экспонировались на выставках, периодически их можно встретить в петербургской галерее «Русская икона».
Несмотря на то, что иконопись является доминирующей в творчестве Е.И. Василёвой, свои первые пробы в области искусства она начала с керамики и росписи оловянной миниатюры. Возможно, свою роль в этом сыграли её семейные художественные корни.
Перед любым начинающим иконописцем неизбежно встаёт вопрос, что выбрать в качестве ориентира при создании того или иного образа. Тем более этот вопрос актуален сегодня, когда единого взгляда на данную проблему нет. Согласно мнению первой, менее многочисленной группы, необходимо продолжить традицию иконописи XIX – начала XX вв., прерванную революцией. Причём, ориентироваться при этом можно как на религиозную живопись (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров), так и на местные художественные традиции (Мстера, Палех, Холуй). Представители другого, доминирующего направления считают, что современную икону необходимо очистить от поздних наслоений, для чего следует ориентироваться на древнерусское и византийское искусство. Преобладание этой точки зрения, по всей видимости, связано с тем, что иконы этого времени однозначны и не вызывают споров относительно того, являются ли они образáми или произведениями светской живописи (как иконопись XVIII – начала XX вв.). Вместе с тем, единого мнения нет и здесь. Если монахиня Иулиания (М.Н. Соколова, 1899-1981), с именем которой связано возрождение иконописи в нашей стране в 1950-х гг., не выделяла какого-либо одного образца, считая, что «иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах» , то о. Зинон говорит о совершенно определённых идеалах. Он отмечает, что «поелику совершенно утрачены живые духовные традиции, а об уровне нашей собственной духовности и говорить не приходится, то и обращаться к образцам, какие дал, например, XV в., не имеет смысла. Идти надо через освоение византийской иконы. Каждый живописец сегодня должен пройти тот же путь, который прошли русские иконописцы после принятия на Руси христианства».
Ориентации на византийскую и древнерусскую традицию придерживается и Е.И. Василёва. Начав обучение с копирования известных иконописных образцов, Елена Ивановна быстро овладела стилистическими и техническими приёмами иконописи и довольно скоро смогла проявлять самостоятельность (насколько это возможно в рамках канона), перерабатывая существующие образцы, варьируя в образáх цвета одеяний, характер складок одежды, прядей бороды и причёски и т.д., тем самым ещё раз подтверждая, что икона является единством традиции («от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать») и творчества конкретного мастера, духа времени. Стремление самостоятельно разрабатывать сюжет нашло отражение в дипломной работе Елены Василёвой – житийной иконе «Св. бл. Ксения Петербургская». Как отмечает Н.С. Кутейникова, этот образ является фактически «первой попыткой написать икону св. блж. Ксении Петербургской с житием». Другой, не менее важной для формирования новой иконографии работой стала житийная икона «Св. прав. Иоанн Кронштадтский» , выполненная в сходной с предыдущим образом манере. Обе работы отмечены кропотливым трудом и глубоким религиозно-философским осмыслением биографического материала, лежащего в их основе. Подтверждением этому служит тот факт, что обе иконы были одобрены Московской Патриархией и приняты к серийному воспроизведению.
Творчество Е.И. Василёвой не ограничивается только лишь отдельными иконами, среди её работ необходимо отметить ряд ансамблей, созданных для храмов Петербурга и Ленинградской области. Наиболее ранним среди них являются шесть праздничных икон для иконостаса собора Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине (2004). Иконы выполнены в наиболее предпочитаемом Е. Василёвой византийском стиле и отличаются суровой торжественностью и психологизмом, чёткой композицией, спокойными фронтальными позами, тонкостью, изяществом и богатым колоритом.
Также в Ленобласти, в селе Лезье (Кировский район), находится церковь Успения Пресвятой Богородицы , для которой в 2005 г. Е.И. Василёва создала иконостас из 17 икон, объединённых характерным для новгородской школы красным фоном. Ещё один комплекс, включающий в себя четыре иконы (Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Св. Иоанном Крестителем, Св. Николай Чудотворец) был исполнен иконописцем для петербургского храма Св. Николая Чудотворца в 2007 году.
Другой, не менее важной гранью творчества Елены Василёвой являются работы в области монументального искусства. Параллельно с учёбой в СПб ПИРиЦИ Е.И. Василёва осваивала приёмы монументальной живописи, занималась вопросами реставрации фрески и скульптурного декора. Первой работой в этой сфере стала выполненная в 2000 г. в качестве учебной практики реставрация орнаментики одного из притворов петербургского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 2003 г. Василёва занималась реставрацией живописи одного из куполов храма Божией Матери Казанской Воскресенского Новодевичьего монастыря - выполнила прорись изображения Софии Премудрости Божией и орнаментики, созданных в древнерусском стиле Ф.Р. Райляном с помощниками.
Наиболее творческим в области монументального искусства для Е.И. Василёвой стал 2006 г., когда она принимала участие в создании росписи базиликального храма Св. прмч. Андрея Критского. На основе фрагментарно сохранившихся фресок (общей площадью 14 м²), выполненных в византийском стиле, большим коллективом (около 70 чел.) были осуществлены работы по созданию декора отреставрированного храма. В потолочной фреске «Покрова Божией Матери с избранными святыми» Еленой Василёвой были написаны образы Св. благ. кн. Александра Невского, Св. блж. Ксении Петербургской, Св. прав. Иоанна Кронштадтского, Св. Романа Сластопевца и два херувима. В центральной части храма ею же были исполнены идущие под окнами орнаментальные «полотенца». Помимо работ в храме Св. мчн. Андрея Критского в этом же году Е.И. Василёва расписала и тябло иконостаса деревянного храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Заборье (Бокситогорский район Ленобласти).
Не менее напряжённым был для Елены Ивановны и 2007 г., на протяжении которого она принимала участие в реставрации созданной Ф. Партиром лепнины Богоявленского (главного) предела в верхнем тёплом храме собора Святителя Николая Чудотворца , сеней и колонн в центральном алтаре собора Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка , а также в расчистке и реставрации стен и восстановлении лепного декора будуара и спальни Анны Фёдоровны в Михайловском (Инженерном) замке.
Профессиональное владение техникой и стилистическими приёмами (как в иконописи, так и в области монументального искусства) целеустремлённость и постоянные творческие поиски позволяют предполагать, что в дальнейшем Елена Ивановна Василёва внесёт существенный вклад в развитие русского религиозного искусства XXI века.
1. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.79. 2. Поездке группы паломников, в которую входила Е.И. Василёва, посвящена статья Н. Симакова (Симаков Н. Святой град Иерусалим и святыни Палестины // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.16. Ч.I. СПб., 1996. С.103-108). 3. Керамика сувенирного характера создавалась Е.И. Василёвой в конце 1990-х гг. в мастерской «Скудельник» при Александро-Невской лавре (пасхальные яйца и колокольчики с надглазурной росписью золотом и подглазурной кобальтовой росписью) и мастерской «Возрождение» в Гатчине (вазочки и др.; автор форм и полихромного крытья или росписи). 4. Прадед Елены Василёвой, Василий Безруков, был архитектором и является автором нескольких зданий в Алма-Ате. Дед, Фёдор Васильевич Безруков, был художником - любителем, занимался лепкой, резьбой по дереву, живописью. Некоторые его произведения экспонировались в ГТГ. 5. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. [Сергиев Посад], 1995. С.15. 6. Зинон, архим. (Теодор В.М.). Беседы иконописца. Псков, 2003. Цит. по: Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.16. 7. 2003-2004 гг., 130 х 100 см, находится в храме Божией Матери Всех Скорбящих Радости; Шпалерная ул., 35а – пр. Чернышевского, 3 8. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. Изд. второе, перераб. и доп. СПб., 2005. С.96. 9. 2007 г., находится в храме Божией Матери Всех Скорбящих Радости; Шпалерная ул., 35а – пр. Чернышевского, 3 10. В 2007 г. московским издательством «Св. арх. Михаил» были выпущены в продажу выполненные по этим образáм литографии 11. Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Преображение Господне, Успение Божией Матери; каменный храм построен в 1905-1914 гг. арх. Л.М. Харламовым при участии А.А. Барышникова, с пределами Св. Александра Невского и Свт. Николая. В 1918 г. освящён предел в подвале. Храм был закрыт в 1939 г. и вновь стал действующим с 1992 г. как собор с пределом Св. Иоанна Кронштадтского; Красная ул., 3. (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.50-51.). 12. Каменный храм построен в 1849-1851 гг. арх. В.Е. Морганом, расширен в 1878-1880 гг. С 1939 г. перестал действовать, был закрыт в 1940 г., но вновь действовал в 1942-1944 гг. К 1998 г. здание было передано общине и реставрировалось (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.84.). 13. Храм построен в 1995-1996 гг. в районе ж.д. станции «Предпортовая» 14. Храм построен в 1908-1915 гг. по проекту арх. В.А. Косякова, освящён после революции, летом 1927 года закрыт. В декабре 1990 г. в храме прошли первые службы, а с 1992 г. он был окончательно передан церкви; Московский пр., 100 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.67-68). 15. Домовой храм на третьем этаже административного здания Экспедиции заготовления государственных бумаг был спроектирован акад. К.Я. Маевским в 1891 г. в память о спасении императорской семьи при крушении поезда в Борках, освящён 18.10.1892 епископом Выборгским Антонием при участии о. Иоанна Кронштадтского. Летом 1923 г. закрыт, а в 1990-х гг. вновь передан церкви; Рижский пр., 9 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.III. СПб., 1996. С.88-89). 16. Храм начал строиться в 1997 г. архитектором Е.П. Варакиным (Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С.156.). 17. Построен в 1753-1760 гг. С.И. Чевакинским по его собственному проекту при участии М.А. Башмакова, сохранился практически в первозданном виде, в более позднее время были выполнены незначительные переделки и построены две часовни по проектам Г.И. Карпова – южная Тихвинская (1866) и северная Александровская (1868-1869). В советское время храм не закрывался, став с 1941 г. кафедральным; Никольская пл., 1 (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.110-112). 18. Построен в 1828-1832 гг. арх. В.П. Стасовым и освящён 25.05.1835 митрополитом Московским Филаретом. 22.06.1938 по решению ВЦИК был закрыт, пострадал в годы ВОВ, после чего ремонтировался в 1952-1953 гг. Летом 1990 г. передан верующим, в настоящее время идут реставрационные работы после пожара; Измайловский пр., 7а (Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. Т.I. СПб., 1994. С.137-138).
ВЫСТАВКА ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ "ПРЕОБРАЖЕНИЕ"
22 ноября 2021 года в Геральдическом зале Санкт-Петербургского Дома Офицеров состоялоcь открытие ходожественно-выставочного проекта "Кто душу свою положит за други своя" ( Ин. 15:13). Выставочный проет посвящён 800-летию со дня рождения Святого благоверного князя Александра Невского. В экспозиции представленны более сорока работ учеников 3-4 года обучения иконописной школы"Преображение". Образы Иисуса Христа, Божией Матери, святых воинов и целителей, исполнены молодыми мастерами под руководством наставника: члена Союза художников России - Василёвой Елены Ивановны.
Знакомство с "Русской иконой" позволяет сформировать в личности социально-нравственные ориентиры; бережное отношение к отечественной истории, развитие самосознания, христианскую мифологию и народный фолклор. Созданные произведения декоративно-прикладного и класичесского искусства имеют художественную специфику, как в композиционной схеме, так и в технике исполнения. Сухие, специально подготовленные доски левкасят, полируют, золотят и наносят прориси, затем покрывают защитным слоем - олифой. Иконы написаны в технике - яичная темпера, натуральными пигментами.
Икона - очень сложное художественное произведение. Фигура является центром композиции. Символистические изображения (палаты, горки, деревья, животные и пр.), - играют второстепенную роль, при этом несут определённую смысловую нагрузку. Например, гора - символизирует путь человека к Богу, дуб - символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза - символы искупительной жертвы Христа, голубь символ Святаго Духа и т.д. Богословский смысл во многом зависит от сюжета иконы. Чем древнее икона, тем меньше в ней второстепенных элементов. Локальные цвета и схематичность, как выразительные средства не нарушают традиционных канонов:
- независимо от размеров иконы доска имеет пропорции 3/4 или 4/5
- Лик соразмерен 0,1 высоты тела (по византийским правилам рост человека равняется
8 метрам головы);
- Архитектурные линии одинаковой толщины. Линии лика имеют утолщение к середине.
- Плотный фон - золото, красный, зелёный, синий, охристый - основа для двухплановой композиции в обратной перспективе (предметы увеличеваются по мере удаления от зрителя).
Палитра красочного слоя является языком иконописца. Золотой фон или нимбы - символизирут сияние Божественной славы - мир вечных ценностей. Оттенки охры - символизируют высшую власть ангелов. Белый - символизирует чистоту и непорочность, причастность к божественному миру (например, одежды Христа). Чёрный цвет - максимальную удалённость от Бога, или печаль или смирение. Голубой (Богородичный) - символизирует чистоту и праведность, а синий - величие, божественную тайну или откровение. Красный - символ власти и могущества или мученичества (плащ Архистратига Михаила - небесного полководца; плащ Святаго великомученника Георгия Победоносца). Зелёный - символизирует вечную жизнь, или Святаго Духа.
Рецептура красок различных школ отличалось, но, как правило, они растирались, много смешивались и писались на яичном желтке, что придавало прочность и яркость палитры.
Духовную информацию в иконе передаёт жест: прижатая к груди рука - сердечное сопереживание; рука, поднятая вверх - призыв к покаянию; протянутая вперёд с раскрытой ладонью - призыв к повиновению и покорности; поднятые обе руки вверх - моление о мире; руки протянутые вперёд - жест просьбы о помощи; прижатые к щекам - знак печали и скорби.
Изображения могли быть: оглавными (только лик), оплечными (по плечи), поясными (по пояс), и в рост.
Духовно-нравственная икона Древней Руси являлась наивысшей формой изобразительного искусства. Слова "икона" происходит от греческого "изображение, образ". В иконе, как классической форме христианского искусства - отражаются библейские сюжеты. На протяжении столетий "Русская икона" служила не толко для убранства русских деревянных церквей и каменных храмов , но занимала красный угол в каждом православном доме. Ни одно событие государственное или бытовое событие не происходило без иконы.
Сюжетные линии иконографии можно разделить на несколько груп: библейские сюжеты, праздники и изображения святых. Самые распространённые образы - Божией матери, Господа или Спаса.
Икона "Спас Нерукотворный" отображет отпечаток лица Господа на фоне платка. Истекающий кровью с крестом на плечах во время шествия на Голгофу, Христос приложился к ткани, поданной одной из сопровождающих его женщин (Вероники). Хотя, есть и другие версии появления этого образа. В любом случае он является первой иконой Иисуса Христа. Это самый лаконичный и выразительный иконописный сюжет. Изображение часто использовалось в боевых знамёнах и хоругвиях.
Образы "Спаса Нерукотворного" в экспозиции представлены Леонтевым В.В., Колиным М. Ю. и Арсеньевой С.Ю.. Авторы отразили черты и навыки новгородской и московской иконописных школ.
Мощно и величественно написан Лик Христа в иконе Щёкиной Е.А. "Спас Вседержитель", исполненной в технике византийской иконы.
Почитаемая защитница Руси - Богородица, представлена тремя основными типами: Умиление, Одигитрия, Оранта. Существует более 600 изображений Божией Матери - Казанская, Донская, Владимирская, Корсунская и др.
Нежные и выразительные образы Богородицы "Умиление" на выставке представлены такими авторами, как: Колин М. Ю., (Владимирская и Игоревская иконы Божией Матери), и Аносова Н.Г. (Корсунская икона Божией матери).
Композиция иконы "Умиление" в Византии означала "милующаяся" и существует во множестве вариантов. Наиболее известный принято считать Владимирскую икону Божией Матери. Образ Богоматери изображён с младенцем, прижимающемся к матери щекой. Первый оригинал Владимирской иконы хранится в Третьяковской галерее.
В композиции Богоматерь "Одигитрия" младенец сидит чуть поодаль и укзывает на Богородицу, как более значимую. К ней относятся Казанская и Смоленская иконы Богородицы. Первая представлена на выставке иконописцем Колиным М.Ю., который заключил своё творение в авторский оклад, и украсил чеканкой.
Третий тип композиции - Оранта. Фигура Богородицы в рост с поднятыми до уровня плеч ладонямию. Известным изображением Оранты "взывающей" является Оранта Софии Киевской. В композиционном решении образа Богородицы "Всех скорбящих радость" с грошиками, исполненном Макеев Ф.Б., автор применяет символы образца.
Стоглавый собор 1551г., среди прочих вопросов, постановил, что иконописец должен быть человеком праведной, чистой жизни, а его ремесло есть служение Богу и Церкви. Работа над иконой начиналась с усердной молитвы. Традиция сохранена и совреременными иконописцами школы "Преображение"
Особый статус имеют почитаемые старинные иконы, считающиеся чудотворными. Величайшие иконописцы древней Руси: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Даниил Чёрный, Симон Ушаков и др. - прочно вошли в иконографию и историю нашей страны.
Андрей Рублёв принадлежал к числу московских великокняжеских мастеров. К концу жизни принял постриг, и сстал соборным старцем. Его ранние фрески Успенской церкви в Звенигороде (1400г.), и иконы "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел" близки христианам прстотой понимания. Фрески и иконы Анрея Рублёва и его друга Даниила Чёрного в Успенском соборе г.Владимир (1408г.) открывают для нас росписи Страшного Суда. (1408г.)
Принято считать, что "Св. Троица" - самое совершенное художественное и идейное творение Анрея Рублёва. Икона обладает богатством палитры, ритмом и пластикой, понятной каждому без слов, хотя была написана в первое десятилетие 15в. Икона "Св. Троицы" представленая на выставке Колиным М.Ю., написана легко и изящно. Неповторимая работа Андрея Рублёва вдохновляла автора в качестве образца. Плотность красочного слоя на воздушном фоне, придали иконе "Св. Троицы" кисти Колина М.Ю. глубину и притягательность.
Последователем Андрея Рублёва стал Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием во второй половине 15в. Великолепный ансамбль росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря прозрачностью и нежностью полутонов напоминают акварель. Округлость вытянутых фигур символизирует одухотворённость плоти.
Образцом творчества Дионисия является "Богоматерь Одигитрия", как наиболее каноничная, и характерная для иконописи 16в.
Русским новатором 17в. стал придворный иконописец Симон Ушаков. В своём трактате "Слово к люботщателям иконного писания" автор рекомендовал художникам учиться писать лики "телесны" у зеркала. Он вводит светотень, объём лика, при этом иконография и плоскостная композиция остаются неизменными. Характерным примером Симона Ушакова является "Троица" (1671). Композиция повторяет "обрзец" Андрея Рублёва, но с перспективой и объёмом фигур.
Как одно из направлений церковного искусства иконопись постоянно развивается. Современные иконописцы не только сохраняют традиции образцов прошлого, но привносят в работы свои творческие находки: в сюжетах, форме, пластике, колорите и даже в смешаннии стилей. Подобные выставки знакомят зрителя с этими особенностями авторской иконописи.
В школе "Преображение" (Санкт-Петербург) учащиеся проходят не только базовые основы иконописи, но и получают опыт и возможность участия в выставочных проектах. Не все учебные работы экспонируются. Написание любого образа - это долгий, кропотливый и трудоёмкий путь.
С момента основания Санкт-Петербургской иконописной школы "Преображение" (2008)., и благооря куратору Василёвой Е.И., молодые мастера школы, приняли участие в следующих выставочных проектах:
- "Икона от молитвы до образа". (2013) Экспозиция в музеях Великого Новгорода, Пскова, Ленинградской области (Ивангород, Шлиссербург, Волхов, Кириши).
- "Святые Санкт-Петербурга" (2015). Экспозиция в музее Шлиссербургской крепости.
- "Семья - малая церковь" (2018). Экспозиция в музее Тихвина; выставочном зале Фёдоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга; филиале Эрмитажа г. Выборга.
Литература:
Руская иконопись. - М.: ОЛМА - Медиа - Групп, 2008.-127с.
Сергеев В.Н. Андрей Рублёв. - Молодая гвардия, 1986.-254с.
Автор статьи: Рыжанок М. В., Василёва Е. И.
Интервью на ВГТРК Россия Санкт-Петербург на телеканале Утро России от 10.01.2024
Иконопись - это не просто профессия и не только ремесло. Кто может заниматься этим делом? Что для этого нужно? Где этому учат? На эти и другие, не менее важные вопросы, отвечает гость программы "Утро Росси" иконописец Василёва Елена Ивановна.